CRM-маркетинг

Основная

CRM-маркетинг. Что это такое, и надо ли вашей компании его внедрять

Использование CRM-системы и маркетинга на ее основе становится популярной идеей. В статье разбираемся, что такое crmмаркетинг, как подключить и использовать компаниям, и всем ли бизнесам он подойдет.

Что такое CRM-маркетинг

CRM (customer relationship management) дословно расшифровывается и переводится — менеджмент отношений с клиентами. Так CRM-маркетинг — это выстраивание маркетинговых коммуникаций на основе информации о клиентах. Ее удобно собирать в CRM-системах.  

Пример

Этапы работы с клиентам помечаются статусами: «Получил предложение», «Один раз звонили», «Ожидает предложение» и т.д. Статусы облегчают процесс взаимодействия. Менеджеры сразу видят, на каком этапе находится клиент. Надо ли его прогревать или он готов к покупке. 

Основные шаги по внедрению CRM-маркетинга в бизнесе

Весь процесс внедрения делится на несколько этапов: 

  • сбор данных о клиентах в общую базу и их сортировка; 
  • выявление потребностей клиента. На каком этапе воронки продаж он находится; 
  • сегментирование базы по разным сложным параметрам, посещал сайт или нет, совершал ранее покупку или нет, каким был размер среднего чека. Для небольших групп легче формировать уникальное предложение и делать эффективные рассылки; 
  • настройка каналов коммуникации для сегментов. Кто-то из клиентов предпочитает получать информацию по SMS, другие через WhatsApp или звонок;
  • выстраивание стратегии общения. Важен tone of voice, его должны придерживаться все сотрудники компании, важна частота взаимодействия;
  • непосредственно общение. Помните, что продажа — это не момент поступления денег на счет, а весь процесс общения с клиентом от первого касания.  

Как подключать к работе crmмаркетинг , понятно. Главное — использовать возможности CRM-системы. Но зачем это делать, какие цели преследует фирма, взявшая такой курс?

Цели и задачи CRM-маркетинга

Какова цель маркетинга в целом? Увеличение лояльной аудитории, повышение узнаваемости бренда и увеличение продаж. Те же цели стоят и перед CRM-маркетингом. Отличие — в способах достижения. 

Главным инструментом здесь является информация о клиенте. Ее нужно использовать правильно, чтобы дать людям подходящее на их этапе воронки продаж предложение. Для одного сегмента базы таковым будет подписка на группу в VK, а для другой — повторная покупка. 

Основа CRM маркетинга — выстраивание коммуникации с учетом сложных характеристик отдельного клиента, формирование для него наиболее подходящего предложения. 

Во время использования CRM-системы не ограничивайтесь сегментацией по простым параметрам, полу, возрасту, геолокации. У вас в руках мощный инструмент. С его помощью легче оперировать сложными критериями. 

Преимущества CRM-маркетинга

Персонализация общения с клиентами — не единственная причина подключать к работе CRM-систему и маркетинг на ее основе. Существуют и другие преимущества:

  • Компания начинает лучше понимать путь клиента от первого взаимодействия до покупки. Становятся видны его длина и проблемные точки. CRM-система зафиксирует действия клиента. Менеджер сможет в любой момент увидеть, что потенциальный покупатель уже сделал. Например, десятого марта он положил несколько товаров в корзину на сайте. Уже первое апреля, а он до сих пор не решился оплатить их. Пора напомнить клиенту о его корзине, отправив сообщение.   
  • Происходит оптимизация расходов на каналы продвижения продукта. Руководству становятся видны неэффективные каналы. Например, CRM-система показывает, что таргетинг приносит много лидов, а вот от контекстной рекламы исходит едва ощутимый отклик. Ресурсы из контекстной рекламы перенаправляются в таргет и компания получает больше прибыли. 
  • Бизнес-процессы становятся отлаженными. С помощью CRM-системы легко оптимизировать рутинные задачи и высвободить время сотрудников для творческой и сложной работы. Например, ответы на одинаковые вопросы можно давать с помощью шаблонов или настроить автоматизацию, внедрив чат-бота. 

Может показаться, что CRM marketing — это необходимый для любого бизнеса инструмент. Это не так. Для начала в организации должна использоваться CRM-система, а она подходит не всем. 

Кому нужны CRM системы?

Введение CRM-системы в работу — сложный и дорогостоящий процесс. Он сопряжен с нежеланием сотрудников разбираться с новым инструментом и пользоваться им. Так что добавляется еще работа по обучению и управлению этим процессом. Мы подробно рассказывали о том, как внедрить CRM безболезненно в статье «CRM бояться — за прибылью не ходить». 

Для понимания, нужна ли вам CRM-система, существует классный мини-тест. Пройдите его, чтобы лучше понимать свои потребности. Шесть и более утвердительных ответов свидетельствуют о необходимости внедрять CRM-систему.

 Нужно сохранять информацию о клиентах в базе, доступной всем сотрудникам, работающим с ними?

  1. Вам надо сравнивать клиентов и отбирать наиболее важных для компании? Например, тех, кто купил на крупную сумму или сделал повторную покупку. 
  2. Требуется сохранять историю взаимодействия с клиентами, чтобы проще фиксировать все договоренности, включая устные?
  3. Требуется рабочее пространство, где сотрудники смогут обмениваться информацией без искажения, где ответственные будут фиксироваться?
  4. Нужна система для удобной постановки задач, назначения ответственных и контроля за исполнением?
  5. Хочется знать, сколько требуется времени на выполнение тех или иных задач?
  6. Требуется понимание, на какие задачи время тратится нерационально?
  7. Есть потребность в регламентировании бизнес-процессов и их последовательности?
  8. Нужна аналитика, рассчитывающая воронку продаж в разрезе компании или по отдельному сотруднику?
  9.  Хочется получать обратную связь от клиентов и фиксировать ее, улучшая сервис?
  10. Хочется знать сколько прибыли приносит рубль, работающий в рекламе? 
  11. Важно знать количество негативных отзывов от клиентов, и какая работа с ними ведется?

Если получилось набрать более шести положительных ответов, то вам пора внедрять CRM-систему. Это пойдет на пользу вашему бизнесу и принесет дополнительную прибыль. 

Как выбирать CRM-систему?

Универсального ответа здесь нет, как нет двух одинаковых бизнесов. Выбор CRM всегда будет сопряжен с анализом рынка и оценкой своих потребностей и бюджета. Мы рекомендуем обращать внимание на несколько моментов:

  • цену CRM-системы;
  • есть ли у нее подходящие функции, сможет ли она удовлетворить ваши запросы, проверьте их по чек-листу из предыдущего подзаголовка;
  • доступна ли интеграция с соцсетями и мессенджерами, насколько она полноценна и удобна. Напоминаем, i2crm уже более пяти лет занимается интеграцией Instagram и WhatsApp во все популярные CRM; 
  • каковы отзывы о вашей потенциальной системе, изучите мнения пользователей на разных площадках;
  • есть ли поддержка и обучение новых клиентов;
  • существует ли мобильная версия.

Когда муки выбора останутся позади, возражения коллектива и сложности обучения тоже, можно будет задумываться о подключении CRM-маркетинга. Ведь само наличие CRM-системы не означает, что вы уже занимаетесь маркетингом с ее помощью. Это как купить абонемент в зал и не ходить. Деньги потрачены, инструмент есть, а животик до сих пор есть. 

Как внедрить CRM-маркетинг?

В разных предприятиях этот процесс будет проходить по-своему. Но главные шаги схожи:

  • убедитесь, что в вашей команде есть маркетолог, умеющий работать с CRM-системой. Если его нет, то придется найти и нанять;
  • потребуется проанализировать все каналы коммуникаций. Откуда приходят заявки, как много доходит до продажи, почему не доходят все;
  • важно подключить аналитику, хорошо, если она встроена в платформу CRM. В противном случае потребуется подключить, как и сотрудника, способного собирать, анализировать данные и применять полученную информацию в работе; 
  • нужно создать CRM-стратегию, прописать все ее этапы, донести их до персонала, а позже следить за ее воплощением в жизнь. Нужно будет отслеживать динамику, результаты и корректировать процесс, устраняя недостатки и слабые места. 

CRM-маркетинг — это инструмент, позволяющий компании стать более клиентоориентированной. Он повышает лояльность к бренду, помогает удерживать покупателей и стимулирует повторные продажи. Однако до его использования надо дорасти. Попытка внедрить CRM-систему и маркетинг на ее основе может быть несвоевременной. Тогда она не принесет ожидаемых результатов и оставит негативный опыт использования IT-инструментов для оптимизации бизнес-процессов. Поэтому тщательно взвесьте все возможности и угрозы «на берегу». 

Оцените статью
Блог компании i2crm
Добавить комментарий