Продолжать ли вести соцсеть в России в 2023 году?
Instagram* — одна из самых популярных социальных сетей в мире. Свыше одного миллиарда пользователей ежемесячно загружают свои фото и видео на платформу, а среднестатистический подписчик проводит на ней около 30 минут в день. Но стоит ли вести и развивать аккаунт в Instagram* в России в 2023 году?
А что случилось?
14 марта 2022 года Instagram* в России заблокировали. Незаконный доступ в соцсеть стал доступен только через VPN. Популярность канала среди россиян из-за этого стала падать, аудитория плавно перетекла на другие площадки, а еще перестал работать таргет.
Спустя год Instagram* продолжает «подавать признаки жизни», однако стоит ли бизнесу все так же активно концентрироваться только на этой соцсети и продолжать продавать здесь? Давайте разбираться.
Статистика Mediascope
По данным исследований за апрель 2023 года, Instagram* закрепился на пятой позиции после ВКонтакте, TikTok, Telegram и Одноклассники. Российская аудитория соцсети сократилась почти в 3,5 раза — с 28,9 млн до 8,6 млн пользователей. С февраля 2022 года по февраль 2023 года среднесуточный охват уменьшился в пять раз — с 31% до 6%.

Помимо общего сокращения охвата у заблокированного Instagram* изменилась и длительность сессий — увеличился процент пользователей, которые заходят в приложение на пять минут, не больше. Это следствие того, что из-за VPN скорость загрузки контента стала низкой — подписчики не хотят ждать и выходят из Instagram*.

Несмотря на отрицательные показатели, в запрещенной соцсети сохраняется почти 9 млн пользователей-россиян. Среди них 40% — люди в возрасте от 18 до 24 лет, а 30% — от 25 до 34 лет. Площадка продолжает привлекать многих влиятельных пользователей, таких как блогеры, музыканты и знаменитости, а бизнесы, несмотря на отрицательные показатели охватов и вовлеченности, не уходят из Instagram* и пытаются дальше продвигать товары и услуги.
Статистика LiveDune
LiveDune проанализировали охваты постов, Stories и активности у блогеров и брендов за восемь месяцев после блокировки — с февраля по октябрь 2022 года.
На примере брендов все эти показатели падали:
- охваты постов снизились примерно на 43%;
- охваты Stories упали на ~28%;
- число активных пользователей уменьшилось примерно на 30%.

Так вести Instagram* или нет?
Маркетологи и SMM-специалисты считают, что компаниям не стоит уходить из Instagram*, хотя бы из-за того, чтобы сохранить подписчиков.
Каждый пятый россиянин применяет VPN и продолжает пользоваться запрещенной соцсетью. Логично, что все, кто не захотел усложнять себе жизнь «серыми методами» входа в приложение, перешли на другие площадки. Те, для кого Instagram* до блокировки был и остается главным или единственным каналом продаж, продолжили им пользоваться и зарабатывать.
Даже при отсутствии таргетированной рекламы в России здесь остается уникальная, активная аудитория, которую трудно с нуля собрать в тех же ВКонтакте или Telegram. Интересный факт: бизнес-профили утверждают, что Instagram* без таргета стал работать даже лучше — вырос органический трафик, и аккаунт легко раскручивается без вложений или с помощью бесплатных методов. Плюс стало меньше конкурентов: некоторые бренды ушли из России и не ведут свои страницы.
Для продвижения аккаунты продолжают эффективно использовать:
- reels и посты с качественным и регулярным контентом;
- хэштеги;
- лайки и комментарии;
- кросс-промо;
- взаимные пиар-компании и прямые эфиры;
- платную рекламу у блогов и блогеров — как у микроинфлюенсеров, так и у крупных аккаунтов.
Рекомендация
Мы считаем, что не стоит бросать Instagram*. Оставьте площадку как дополнительный канал связи со своей аудиторией и соблюдайте все правила маркировки. Пусть продаж и клиентов будет много, несмотря на все ограничения!
А еще у нас есть Telegram-канал. Там самые интересные тренды и новости в сфере IT-решений для бизнеса и автоматизации соцсетей и мессенджеров с CRM-системами. Подписывайтесь и будьте в теме.
Читайте также:
Как разблокировать аккаунт Instagram*. Порядок действий.
Какие соцсети и мессенджеры выбрать для бизнеса в 2023 году.
Кому нужен VPN?
Команда i2crm.
* Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — признана экстремистской, ее деятельность запрещена в России.
