Сделать это может каждый
Создавая контент и размещая его на разных площадках, любая компания хочет знать, какой эффект это дает. Как много лидов приходит из того или иного канала. Чтобы отслеживать источники трафика, существует универсальное средство — UTM-метки. Так называется уникальный набор символов, который «зашит» в ссылках. В статье расскажем, как настроить UTM-метки самостоятельно, какие сайты лучше использовать для их генерации, а также как и где анализировать статистику по ним.
Назначение UTM-меток
Ни одна реклама кроме той, что работает в интернете не сможет показать точные результаты своей эффективности. Сколько людей пришло в магазин, потому что билборд им рассказал про акцию, а сколько из-за того, что услышали аудиорекламу в торговом центре? Никто не сможет предоставить такие данные.
Совсем иначе обстоят дела в сети. И рекламодатели и заказчик знают все данные с точностью до сотых процента. Им помогают в этом системы аналитики Google Analytics и Яндекс.Метрика. Они легко распознают источники трафика. Так становится ясно число людей, приходящих из соцсетей, по прямым ссылкам, из рассылки по email и т.д.
Маркетолог может собрать идеальный для бизнеса набор каналов продвижения и рассказать руководству, сколько лидов приносит каждый потраченный рубль. Однако этого нельзя было сделать без UTM-меток.
Вот пример ссылки с метками:
https://i2crm.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=skidka&utm_content={ad_id}&utm_term={keyword}
Сможете сходу найти UTM-метки в ссылке выше? На самом деле это легко, если знать, на что смотреть. Ориентироваться проще всего по знакам «=». Перед ними всегда пишется параметр метки, а после — его значение. Например, utm_source — параметр, а yandex — это его значение, utm_medium — параметр, cpc — его значение и так дальше до самого конца. Знак «?» — это обязательная часть, обозначающая начало метки, а «&» — разделитель между метками.
Параметры UTM-меток
Существует два вида параметров: необязательные и обязательные. Без вторых ожидаемо не будут работать и первые. Поэтому опишем виды обязательных меток в отдельной таблице ниже. Видов всего три.
Необязательные метки помогают тщательней и более детально отслеживать статистику. Например, utm_term — это метка для ключевого слова, по которому пользователь сможет найти сайт или объявление. Благодаря ей можно получить список запросов, через которые люди находили сайт.
Конечно, нет никакой нужды вручную продумывать метку и прописывать каждый из мудреных символов. Для этого существуют специальные платформы.
Генераторы UTM-меток
Пользователь волен выбирать из доброго десятка сервисов, которые готовы ему помочь снабдить ссылки UTM-метками. Это больше дело вкуса и привычки. Ниже мы перечислим возможности и особенности наиболее популярных платформ.
Tilda
На сайте интуитивно понятная форма. Потребуется ввести URL страницы, для которой нужна метка, а затем выбрать программы учета статистики, с которыми вы работаете. Также нужно будет заполнить блок обязательных параметров и опционально добавить необязательные. Везде серым шрифтом прописаны примеры, чтобы было легче сориентироваться и понять, что именно нужно писать в графе.
В поле «Результат» будет автоматически сгенерирован адрес с UTM-метками и его укороченная версия. Пользователю потребуется только скопировать их и применить для постов или объявлений.
Callibri
Принцип работы аналогичен с тем, что был описан для Tilda. Главное отличие Callibri в том, что сервис может создавать метки для большего количества источников трафика. Добавлен еще Instagram* и Youtube.
Callibri хорош ещё тем, что умело исправляет частые ошибки при формировании меток:
- автоматически меняет кириллицу на латиницу;
- автоматически заменяет пробелы нижним подчеркиванием;
- унифицирует все символы, переводя в нижний регистр;
- проверяет, чтобы между параметрами были разделительные символы «&».
Prodalet
Здесь число источников трафика наиболее полное — их 19, включая мессенджеры и даже Avito. При этом после выбора источника меню меняется, подстраиваясь под него. Доступно встроенное руководство по работе с UTM-метками. Бонусом можно создавать QR-коды страниц.
Генерация UTM-меток — это лишь один из инструментов на сайте. Prodalet позиционирует себя как сервис повышения конверсии сайта. Для этого используются умные виджеты, онлайн-чат и заказ звонка.
Myutm
Тоже классный сервис с большим списком источников трафика, который включает и Telegram и Twitter. Если Twitter в России не очень популярен, то вот Telegram за 2022 год сильно набрал обороты. Компании все чаще начинают там продавать, интегрировать мессенджер со своей CRM-системой и тратить деньги на рекламу в нем.
Вернемся к Myutm, на главной странице нет ничего лишнего, все по стандартному алгоритму. Можно получить полный адрес с метками или его сокращенную версию.
Какой бы из сервисов вы не выбрали для создания ссылок с метками, важно будет обработать полученную благодаря им информацию. Для этого потребуется выбрать сервис веб-аналитики.
UTM-метки и системы веб-аналитики
В ходе создания ссылки с метками пользователь выбирает, какая из систем будет собирать и обрабатывать данные. Выбирают обычно из Яндекс.Метрики и Google Analytics или используют сразу оба, для более полной информации. В Яндекс.Метрике данные можно найти в разделе: Отчеты — Источники — Метки UTM.
В самом отчете можно выбрать метки, по которым нужна статистика. Их просто надо отметить галочками, а после нажать кнопку «Применить». Отчет сгенерируется за пару секунд. Данные будут представлены в виде графика и таблицы.
В Google Analytics для просмотра отчетов по источникам трафика надо пройти путь: Отчеты — Источник трафика — Весь трафик — Источник/Канал. В столбце «Источник/канал» через косую черту будут представлены значения двух параметров: utm_source и utm_medium.
Заключение
Главное преимущество рекламы в интернете — в возможности со 100%-точностью узнать, каков был эффект от неё. Правда, для этого важно подружиться с UTM-метками. К счастью, это не так сложно и страшно, как может показаться на первый взгляд.
Существует множество сервисов-генераторов UTM-меток, они быстро конструируют размеченную ссылку, остается только скопировать ее и использовать. Все данные потом автоматически «подтянутся» в системы сбора и обработки статистики, которые применяют в вашей компании. Потребуется внимательно просмотреть их отчеты и скорректировать рекламные бюджеты в пользу наиболее эффективных каналов привлечения лидов.
Желаем вам успешной работы!
Команда i2crm